Fokker Dr.1

Т
Х
Fokker Dr.1 - триплан, легкий маневренный истребитель конструкции компании Fokker. Стоял на вооружении военно-воздушных сил Германской империи во время Первой мировой войны. Истребитель производился в небольших количествах и имел много конструктивных недостатков. Стал широко известен, как самолет, на котором немецкий лётчик-ас Манфред фон Рихтгофен «Красный барон» выиграл свои последние 20 сражений.
В феврале 1917 года на Западном фронте стали появляться трипланы английской авиационной компании Sopwith, самолеты которой стали использоваться королевскими военно-воздушным силами Британии для ведения боевых действий. На что голландская авиастроительная компания ответила преобразованием недостроенного прототипа биплана в маленький самолет с ротативным двигателем, стальным фюзеляжем и тремя тонкими крыльями, названный V.4. Самолет создан в сотрудничестве с известным немецким изобретателем и инженером Хуго Юнкерсом. Первоначальные проверки показали, что управлять V.4 очень тяжело из-за несбалансированных элеронов и рулей высоты. Вместо отправки V.4 на типовые испытания Fokker разработали новый прототип − V.5. В новом самолете ошибки были исправлены, а также были удлинены крылья и добавлены стойки между крыльями, которые свели к минимуму изгибы крыльев. 14 июля 1917 года был сделан первый заказ на 20 самолетов.
Fokker выпустил два опытных образца триплана, названные F.1, которые отличались от самолетов Dr.1 небольшим изгибом хвостового оперения. Самолеты с серийными номерами 102/17 и 103/17 были отправлены в Бельгию в августе 1917 года для оценки их состояния.
Первый полет самолета 102/17, 1 сентября 1917 года совершил барон Манфред Альбрехт фон Рихтгофен. В течение двух дней он сбил два вражеских самолета. Он также сообщил командованию военно-воздушными силами, что триплан F.1 превосходит трипланы Sopwith и рекомендовал перевооружить эскадрильи новыми самолетами как только это будет возможно. Однако обер-лейтенант Курт Вольф на самолете 102/17 был сбит самолетами Sopwith Camel 15 сентября 1917 года. 23 сентября был на 103/17 был убит лейтенант Вернер Фосс.
Остальные самолеты, названные Dr.1, были доставлены в Jagdstaffel 11 (11-я эскадрилья истребителей). 100 самолетов были также заказаны инспекцией ВВС Германии в сентябре и ещё 200 в ноябре 1917 года. Кроме незначительных изменений, эти самолеты были почти идентичны F.1 и отличались лишь добавлением хвостового костыля, который был необходим, так как самолет было трудно посадить. В октябре самолеты начали поступать в эскадрилью Рихтгофена.
В сравнении с самолетами Albatros и Pfalz, триплан Fokker Dr.1 был исключительно маневренным. Хотя элероны были не очень эффективны, рули направления и высоты были легкие и мощные. Резкие повороты, особенно вправо, были любимым тактическим приемом пилотов на триплане Fokker Dr.1. Однако самолет был значительно тихоходнее, чем другие самолеты того времени. Хотя начальная скороподъемность была отличной, производительность резко падала на больших высотах из-за низкой степени сжатия ротативного двигателя Oberursel Ur.II.
В ходе военных действий, хроническая нехватка касторового масла только усложняло ситуацию. Низкое качество немецких заменителей смазки привело к многочисленным отказам двигателей, особенно в течение лета 1918 года.
Fokker Dr.1 страдал также и от других недостатков. Во время взлета и посадки пилоту не хватало обзора. Кабина была тесной и сделана из материалов низкого качества. Близкое расположение пилота к затыльникам пулемётов приводило к серьёзным травмам головы в случае аварийной посадки.
29 октября 1917 года во время выполнения фигур высшего пилотажа лейтенантом запаса Генрихом Гонтерменом из эскадрильи Jasta 15 триплан распался на части прямо в воздухе. Гонтермен был смертельно ранен в результате аварийной посадки. Спустя два дня лейтенант запаса Гюнтер Пастор из эскадрильи Jasta 11 погиб в результате разрушения самолета во время горизонтального полета. Инспекция разбившихся самолетов показала, что крылья были плохо закреплены. Осмотр других быстро-построенных трипланов Fokker Dr.1 подтвердил эти выводы. 2 ноября 1917 полеты всех остальных трипланов были остановлены в ожидании расследования, которое показало, что некачественные материалы и отсутствие гидроизоляции привело к ослаблению креплений из-за влаги и разрушению крыльев во время полета.
Получив результаты расследования, инженеры компании Fokker улучшили контроль качества на производственной линии, в частности, они стали применять лакировку лонжеронов и нервюр крыльев для борьбы с воздействием влаги. Они также усилили крепления нервюр и вспомогательных лонжеронов. Существующие трипланы были отремонтированы и модифицированы за счет Fokker. После испытания модифицированного крыла трипланы были возвращены на службу 28 ноября 1917 года. Производство возобновилось в начале декабря. К январю 1918 года эскадрильи Jastas 6 и 11 были полностью оснащены трипланами. 14 эскадрилий использовали Dr.1 в качестве основного самолета. Инвентаризации Dr.1 достигла своего пика в конце апреля 1918 года, когда около 170 самолетов использовали на Западном фронте.
Несмотря на принятые меры по исправлению ошибок конструкции, самолеты Fokker Dr.1 продолжали страдать от поломок крыльев. 3 февраля 1918 года лейтенант Ханс Йоахим Вольф из эскадрильи Jasta 11 успешно приземлился после повреждения верхней кромки и нервюр крыла. 18 марта 1918 года Лотар фон Рихтгофен, штаффель-фюрер из эскадрильи Jasta 11, пострадал из-за повреждения крыльев во время боя с Sopwith Camel из 73-й эскадрильи и Bristol F.2 Fighter из 62-й эскадрильи. Рихтгофен был тяжело ранен в результате аварийной посадки.
Хронические структурные проблемы триплана уничтожили любые перспективы крупных заказов. Производство Dr.1 завершилась в мае 1918 года, к этому времени было изготовлены только 320 самолетов. Dr.1 были выведены из эксплуатации с линии фронта, вместо него в июне на службу вступил Fokker D.VII. Эскадрилья Jasta 19 осталась последней полностью оснащенной Dr.1. Несколько эскадрилий таких как Jasta 8 и Jasta 6 так же остались вооружёнными до конца войны Fokker серии Dr.1.
Послевоенные исследования показали, что плохие материалы и крепления были не единственной причиной разрушения крыльев в триплане. В 1929 году исследования NACA показали, что верхнее крыло имеет коэффициент подъемной силы выше, чем в нижнем крыле, причём на высоких скоростях она может быть больше в 2,5 раза. То есть конструкция самолёта испытывала очень высокое вертикально-разрывающее воздействие на повышенных скоростях.*
ТТХ я взял из авиационного симмулятора Flying Circus (Ил-2 Штурмовик: Великие сражения). Также снял видео для осмотра самолета:

![Манфред фон Рихтгофен (2 мая 1892 - 21 апреля 1918 [25 лет]) Манфред фон Рихтгофен](sklad/img/aircraft/people/ger/manfred_von_richthofen.jpg)

![Эрнст Удет (26 апреля 1896 - 17 ноября 1941 [45 лет]) Эрнст Удет](sklad/img/aircraft/people/ger/ernst_udet.jpg)

![Йозеф Якобс (19 мая 1894 - 29 июля 1978 [84 года]) Йозеф Якобс](sklad/img/aircraft/people/ger/jozef_yakobs.jpg)

![Пауль Боймер (11 мая 1896 - 15 июля 1927 [31 год]) Пауль Боймер](sklad/img/aircraft/people/ger/paul_baumer.jpg)

![Лотар фон Рихтгофен (27 сентября 1894 - 4 июля 1922 [27 лет]) Лотар фон Рихтгофен](sklad/img/aircraft/people/ger/lothar_von_richthofen.jpg)

![Роберт Грейм (22 июня 1892 - 24 мая 1945 [52 года]) Роберт Грейм](sklad/img/aircraft/people/ger/robert_greim.jpg)

![Франц Хемер (1894 - 18 октября 1982 [88 лет]) Франц Хемер](sklad/img/aircraft/people/ger/franz_hemer.jpg)

Фото
Производитель | Fokker Flugzeug-Werke |
Высота, м | 2.95 |
Длина, м | 5.77 |
Размах крыла, м | 7.19 |
Площадь крыла, м2 | 18.66 |
Масса пустого самолета, кг | 388 |
Масса взлетная, кг | 571 |
Объем топлива, л | 72 |
Объем масла, л | 20 |
Двигатель | Oberursel Ur.II |
Мощность, л.с. | 110 |
Максимальная скорость (приборная) | км/ч |
У земли | 178 |
1000 м | 170 |
2000 м | 161 |
3000 м | 151 |
4000 м | 141 |
5000 м | 129 |
Скороподъемность | м/мин |
1000 м | 2 мин. 56 сек. |
2000 м | 5 мин. 58 сек. |
3000 м | 9 мин. 30 сек. |
4000 м | 13 мин. 57 сек. |
5000 м | 20 мин. 10 сек. |
Продолжительность полета, ч | 2.3(крейсерский режим) - 1.4(боевой режим) |
Практический потолок, м | 5500 |
Экипаж | 1 |
Вооружение | 2 x LMG 08/15 Spandau 7.92мм, 1000 патронов |