S.E.5a
S.E.5a - истребитель-биплан, был одним из лучших английских истребителей времён Первой мировой войны. Выпускался английской компанией Royal Aircraft Factory. Самолёт стал равносильным противником для Fokker D.VII. Если сравнивать с Sopwith Camel, то S.E.5a уступал в маневренности и компоновке вооружения.
Перед конструкторами стояла задача создать истребитель под двигатель Hispano-Suiza мощностью 200 л.с. c достаточной скоростью и скороподъемностью. Для этого конструкторам пришлось пойти на компромисс. Сделав профиль крыла тонким, они одновременно увеличили его площадь. К особенностям конструкции можно отнести размещение элеронов на верхнем и нижнем крыльях. До конца войны было построено 5269 экземпляров.
Первый испытательный полет был совершен в январе 1917 года. Первое боевое применение самолета произошло в июне 1917 года в английской эскадрилье №56. Самолеты применялись для уничтожения самолетов, аэростатов, сопровождения бомбардировщиков и очень редко - для нанесения ударов по наземным объектам в прифронтовой полосе. Говоря о самолете, пилоты отмечали прочность конструкции, достаточную маневренность, устойчивость в пикировании, стабильность при стрельбе из пулемета, хорошую управляемость, чуткость рулей на малых скоростях полета. При посадке на большой скорости самолет долго не мог коснуться земли из-за большой подъемной силы крыла. Интересно, что на данном типе самолета летало наибольшее количество топ-асов Англии, ему даже дали кличку "Ace-Maker".
В ходе эксплуатации выявилась малая надежность двигателей Hispano-Suiza, поэтому на самолет параллельно устанавливали более надежные Wolseley Viper (лицензионная версия Hispano-Suiza английского производства). Частая поломка шасси во время посадки вынудила усилить ее конструкцию, в результате чего она изменила свою форму (металлические сварные трубы были заменены деревянным каркасом). Самолет принимал участие в боевых действиях в Европе на Западном фронте, в Македонии, Месопотамии и Палестине.*
Уильям Эвери Бишоп
Сбил 72
8 февраля 1894 - 11 сентября 1956 [62 года]
В одном из боевых вылетов его самолет был поврежден и разбился при посадке, из-за чего он получил тяжелые травмы после которых несколько месяцев провел в госпитале. Его и соседние лётные части противостояли «летающему цирку» Манфреда фон Рихтгофена, укомплектованную асами Германии. В должности командира звена потерял четверых ведомых, после чего разработал тактику опиравшаяся на атаки с солнечной стороны. Он предложил начальству атаковать вражеские аэродромы и 2 июня 1917 года при атаке аэродрома сбил три
«Альбатроса». Во время одного патрульного вылета получил пулю в бензобак и дотянув до своей территории врезался в дерево и повис на нём вниз головой, начавшийся дождь сбил пламя с самолета. За 20 дней сбил 25 самолетов противника, такое не удавалось даже Манфреду фон Рихтгофену! В январе 1940 года он возглавил отдел набора персонала канадских ВВС.
!
Эдвард Коррингэм Мэннок
Сбил 61
24 мая 1887 - 26 июля 1918 [31 год]
12 августа 1917 года он подбил
Albatros D.V, которым управлял Иоахим фон Бертраб (5 сбитых). Бертраб выжил, но попал в плен. Мэннок погиб в бою, был сбит пулеметным огнём с земли.
!
Джеймс Томас Байфорд МакКадден
Сбил 57
28 марта 1895 - 09 июля 1918 [23 года]
Погиб в авиакатастрофе. Его самолет заглох после взлета и рухнул на землю.
!
Эндрю Фредерик Уэтерби
Бошам-Проктор
Сбил 54
4 сентября 1894 - 21 июня 1921 [26 лет]
Был лучшим асом Южной Африки во время ПМВ. В основном он атаковал самолёты-разведчики и аэростаты, заслужив среди лётчиков славу «убийцы аэростатов». Погиб в авиакатастрофе, разбился на Sopwith Snipe во время подготовки к авиашоу.
!
Альберт Болл
Сбил 44
14 августа 1896 - 7 мая 1917 [20 лет]
Немцы приписывают сбитие Альберта Болла - Лотару фон Рихтгофену. Английское правительство официально объявило Альберта Болла пропавшим без вести. Кирилл Кроу (15 сбитых) видил как Болл влетел в грозовое облако, т.к. его преследовал Лотар фон Рихтгофен. Далее, немецкий офицер на земле, стал свидетелем того, как один неповрежденный самолет Болла падал из облака в перевернутом положении, после чего разбился. На теле Болла не было обнаружено пулевых ранений, немецкий врач назвал причиной смерти - перелом спины и сломанную грудь, а также переломы конечностей.
!
Том Фалкон Хазел
Сбил 43
07 августа 1892 - 1946 [54 года]
Джеймс Айра Томас Джонс
Сбил 37
18 апреля 1896 - 29 августа 1960 [64 года]
Скончался в больнице от травм, полученных в результате падения с лестницы в своём доме.
!
Родерик Стэнли Даллас
Сбил 32
30 июля 1891 - 1 июня 1918 [26 лет]
Погиб в бою. Его сбил Йоханнес Вернер (7 сбитых).
!
Джеффри Хилтон Боуман
Сбил 32
2 мая 1891 - 25 марта 1970 [79 лет]
Реджинальд Теодор Карлос Ходж
Сбил 28
28 июля 1894 - 1 марта 1963 [68 лет]
Джеральд Джозеф
Констебль Максвелл
Сбил 26
8 сентября 1895 - 18 декабря 1959 [90 лет]
Артур Персиваль Фоли Рис Дэвидс
Сбил 25
26 сентября 1897 - 27 октября 1917 [20 лет]
Он сбил
Fokker Dr.1, пилотируемый Вернером Воссом (48 сбитых) и подбил Карла Менкхоффа (39 сбитых). Рис Дэвидс пропал без вести. В последний раз его видели преследующим Albatros к востоку от Роулерса. Считается, что его S.E.5a был сбит Карлом Гальвицем (10 сбитых).
!
Кит Логан Колдуэлл
Сбил 25
16 октября 1895 - 28 ноября 1980 [85 лет]
Ричард Авелин Мэйбери
Сбил 21
10 июля 1895 - 19 декабря 1917 [22 год]
Погиб в бою, был сбит зенитным огнем.
!
Гарольд Альберт Куллберг
Сбил 19
10 сентября 1896 - 5 августа 1924 [27 лет]
Погиб в авиакатастрофе, во время обучении молодого пилота.
!
Эллиотт Уайт Спрингс
Сбил 16
31 июля 1896 - 15 октября 1959 [63 года]
Он умер от рака поджелудочной железы.
!
Генри Джон Бурден
Сбил 16
28 апреля 1894 - 28 марта 1960 [65 лет]
Сидни Уильям Хайвуд
Сбил 16
30 декабря 1896 - 1975 [79 лет]
Нет
Фото
Кирилл Маркони Кроу
Сбил 15
6 января 1894 - 31 мая 1974 [80 лет]
Морис Эдмунд Милинг
Сбил 14
21 июля 1893 - 24 марта 1918 [24 года]
Гордон Бадд Ирвинг
Сбил 12
16 мая 1898 - 11 августа 1918 [20 лет]
Погиб в бою.
!
Гвилим Хью Льюис
Сбил 12
5 августа 1897 - декабрь 1996 [99 лет]
Тревор Даррант
Сбил 11
21 января 1893 - 16 мая 1918 [25 лет]
Погиб в бою.
!
Малкольм Чарльз МакГрегор
Сбил 11
4 марта 1896 - 19 февраля 1936 [39 лет]
Погиб в авиакатастрофе. Пытался приземлиться во время шторма.
!
Уильям Рой Ирвин
Сбил 11
7 июня 1898 - 14 января 1969 [70 лет]
Дуерсон Найт
Сбил 10
21 января 1893 - 23 апреля 1983 [90 лет]
Артур Клуни Рэндалл
Сбил 10
6 февраля 1896
Кит Нокс Муспратт
Сбил 8
22 декабря 1897 - 16 марта 1918 [20 лет]
Кеннет Уильям Юнор
Сбил 8
3 августа 1896 - 23 апреля 1918 [21 год]
Погиб в бою. Его сбил Эгон Кёпш (9 сбитых).
!
Эдрик Уильям Бродберри
Сбил 8
14 декабря 1894 - 26 декабря 1967 [73 года]
Сесил Артур Льюис
Сбил 8
29 марта 1898 - 27 января 1997 [98 лет]
Фрэнк Алберри
Сбил 7
29 сентября 1892 - 1969 [77 лет]
Нет
Фото
Луи Уильям Джарвис
Сбил 7
2 сентября 1891
Нет
Фото
Дункан Уильям Гриннелл-Милн
Сбил 6
6 августа 1896 - 1973 [77 лет]
Уильям Спурретт Филдинг-Джонсон
Сбил 6
8 февраля 1892 - 10 февраля 1953 [85 лет]
Высота, м | 2.743 |
Длина, м | 6.3 |
Размах крыла, м | 8 |
Площадь крыла, м2 | 23.7 |
Масса пустого самолета, кг | 635 |
Масса взлетная, кг | 886 |
Объем топлива, л | 148 |
Объем масла, л | 16 |
Двигатель | V8 Wolseley Viper |
Мощность, л.с. | 200 |
Максимальная скорость (приборная) | км/ч |
У земли | 218 |
1000 м | 210 |
2000 м | 198 |
3000 м | 183 |
4000 м | 165 |
5000 м | 151 |
Скороподъемность | м/мин |
1000 м | 2 мин. 55 сек. |
2000 м | 6 мин. 1 сек. |
3000 м | 9 мин. 38 сек. |
4000 м | 15 мин. 3 сек. |
5000 м | 22 мин. 46 сек. |
Продолжительность полета, ч | 3.5(крейсерский режим) - 1.5(боевой режим) |
Практический потолок, м | 6500 |
Экипаж | 1 |
Вооружение | 1 х Vickers 7,69мм, 400 патронов 1 х Lewis 7,69мм (надкрыльевой), 388 патронов (4 барабана по 97 патронов) 36 кг. бомб (4 x 9 кг.) |
Информацию по самолёту я взял из авиационного симмулятора Rise of Flight*. Также снял видео для осмотра самолета: