S.E.5a

Т
Т
Х

S.E.5aS.E.5a - истребитель-биплан, был одним из лучших английских истребителей времён Первой мировой войны. Выпускался английской компанией Royal Aircraft Factory. Самолёт стал равносильным противником для Fokker D.VII. Если сравнивать с Sopwith Camel, то S.E.5a уступал в маневренности и компоновке вооружения.

Перед конструкторами стояла задача создать истребитель под двигатель Hispano-Suiza мощностью 200 л.с. c достаточной скоростью и скороподъемностью. Для этого конструкторам пришлось пойти на компромисс. Сделав профиль крыла тонким, они одновременно увеличили его площадь. К особенностям конструкции можно отнести размещение элеронов на верхнем и нижнем крыльях. До конца войны было построено 5269 экземпляров.

Первый испытательный полет был совершен в январе 1917 года. Первое боевое применение самолета произошло в июне 1917 года в английской эскадрилье №56. Самолеты применялись для уничтожения самолетов, аэростатов, сопровождения бомбардировщиков и очень редко - для нанесения ударов по наземным объектам в прифронтовой полосе. Говоря о самолете, пилоты отмечали прочность конструкции, достаточную маневренность, устойчивость в пикировании, стабильность при стрельбе из пулемета, хорошую управляемость, чуткость рулей на малых скоростях полета. При посадке на большой скорости самолет долго не мог коснуться земли из-за большой подъемной силы крыла. Интересно, что на данном типе самолета летало наибольшее количество топ-асов Англии, ему даже дали кличку "Ace-Maker".

В ходе эксплуатации выявилась малая надежность двигателей Hispano-Suiza, поэтому на самолет параллельно устанавливали более надежные Wolseley Viper (лицензионная версия Hispano-Suiza английского производства). Частая поломка шасси во время посадки вынудила усилить ее конструкцию, в результате чего она изменила свою форму (металлические сварные трубы были заменены деревянным каркасом). Самолет принимал участие в боевых действиях в Европе на Западном фронте, в Македонии, Месопотамии и Палестине.*

S.E.5a
S.E.5a (Уильям Эвери Бишоп)
Уильям Эвери Бишоп
Сбил 72
8 февраля 1894 - 11 сентября 1956 [62 года]
Уильям Эвери Бишоп
В одном из боевых вылетов его самолет был поврежден и разбился при посадке, из-за чего он получил тяжелые травмы после которых несколько месяцев провел в госпитале. Его и соседние лётные части противостояли «летающему цирку» Манфреда фон Рихтгофена, укомплектованную асами Германии. В должности командира звена потерял четверых ведомых, после чего разработал тактику опиравшаяся на атаки с солнечной стороны. Он предложил начальству атаковать вражеские аэродромы и 2 июня 1917 года при атаке аэродрома сбил три «Альбатроса». Во время одного патрульного вылета получил пулю в бензобак и дотянув до своей территории врезался в дерево и повис на нём вниз головой, начавшийся дождь сбил пламя с самолета. За 20 дней сбил 25 самолетов противника, такое не удавалось даже Манфреду фон Рихтгофену! В январе 1940 года он возглавил отдел набора персонала канадских ВВС.
!
S.E.5a (Эдвард Коррингэм Мэннок)
Эдвард Коррингэм Мэннок
Сбил 61
24 мая 1887 - 26 июля 1918 [31 год]
Эдвард Коррингэм Мэннок
12 августа 1917 года он подбил Albatros D.V, которым управлял Иоахим фон Бертраб (5 сбитых). Бертраб выжил, но попал в плен. Мэннок погиб в бою, был сбит пулеметным огнём с земли.
!
S.E.5a (Джеймс Томас Байфорд МакКадден)
Джеймс Томас Байфорд МакКадден
Сбил 57
28 марта 1895 - 09 июля 1918 [23 года]
Джеймс Томас Байфорд МакКадден
Погиб в авиакатастрофе. Его самолет заглох после взлета и рухнул на землю.
!
S.E.5a (Эндрю Фредерик Уэтерби Бошам-Проктор)
Эндрю Фредерик Уэтерби
Бошам-Проктор
Сбил 54
4 сентября 1894 - 21 июня 1921 [26 лет]
Эндрю Фредерик Уэтерби Бошам-Проктор
Был лучшим асом Южной Африки во время ПМВ. В основном он атаковал самолёты-разведчики и аэростаты, заслужив среди лётчиков славу «убийцы аэростатов». Погиб в авиакатастрофе, разбился на Sopwith Snipe во время подготовки к авиашоу.
!
S.E.5a (Альберт Болл)
Альберт Болл
Сбил 44
14 августа 1896 - 7 мая 1917 [20 лет]
Альберт Болл
Немцы приписывают сбитие Альберта Болла - Лотару фон Рихтгофену. Английское правительство официально объявило Альберта Болла пропавшим без вести. Кирилл Кроу (15 сбитых) видил как Болл влетел в грозовое облако, т.к. его преследовал Лотар фон Рихтгофен. Далее, немецкий офицер на земле, стал свидетелем того, как один неповрежденный самолет Болла падал из облака в перевернутом положении, после чего разбился. На теле Болла не было обнаружено пулевых ранений, немецкий врач назвал причиной смерти - перелом спины и сломанную грудь, а также переломы конечностей.
!
S.E.5a (Том Фалкон Хазел)
Том Фалкон Хазел
Сбил 43
07 августа 1892 - 1946 [54 года]
Том Фалкон Хазел
S.E.5a (Джеймс Айра Томас Джонс)
Джеймс Айра Томас Джонс
Сбил 37
18 апреля 1896 - 29 августа 1960 [64 года]
Джеймс Айра Томас Джонс
Скончался в больнице от травм, полученных в результате падения с лестницы в своём доме.
!
S.E.5a (Родерик Стэнли Даллас)
Родерик Стэнли Даллас
Сбил 32
30 июля 1891 - 1 июня 1918 [26 лет]
Родерик Стэнли Даллас
Погиб в бою. Его сбил Йоханнес Вернер (7 сбитых).
!
S.E.5a (Джеффри Хилтон Боуман)
Джеффри Хилтон Боуман
Сбил 32
2 мая 1891 - 25 марта 1970 [79 лет]
Джеффри Хилтон Боуман
S.E.5a (Реджинальд Теодор Карлос Ходж)
Реджинальд Теодор Карлос Ходж
Сбил 28
28 июля 1894 - 1 марта 1963 [68 лет]
Реджинальд Теодор Карлос Ходж
S.E.5a (Джеральд Джозеф Констебль Максвелл)
Джеральд Джозеф
Констебль Максвелл
Сбил 26
8 сентября 1895 - 18 декабря 1959 [90 лет]
Джеральд Джозеф Констебль Максвелл
S.E.5a (Артур Персиваль Фоли Рис Дэвидс)
Артур Персиваль Фоли Рис Дэвидс
Сбил 25
26 сентября 1897 - 27 октября 1917 [20 лет]
Артур Персиваль Фоли Рис Дэвидс
Он сбил Fokker Dr.1, пилотируемый Вернером Воссом (48 сбитых) и подбил Карла Менкхоффа (39 сбитых). Рис Дэвидс пропал без вести. В последний раз его видели преследующим Albatros к востоку от Роулерса. Считается, что его S.E.5a был сбит Карлом Гальвицем (10 сбитых).
!
S.E.5a (Кит Логан Колдуэлл)
Кит Логан Колдуэлл
Сбил 25
16 октября 1895 - 28 ноября 1980 [85 лет]
Кит Логан Колдуэлл
S.E.5a (Ричард Авелин Мэйбери)
Ричард Авелин Мэйбери
Сбил 21
10 июля 1895 - 19 декабря 1917 [22 год]
Ричард Авелин Мэйбери
Погиб в бою, был сбит зенитным огнем.
!
S.E.5a (Гарольд Альберт Куллберг)
Гарольд Альберт Куллберг
Сбил 19
10 сентября 1896 - 5 августа 1924 [27 лет]
Гарольд Альберт Куллберг
Погиб в авиакатастрофе, во время обучении молодого пилота.
!
S.E.5a (Эллиотт Уайт Спрингс)
Эллиотт Уайт Спрингс
Сбил 16
31 июля 1896 - 15 октября 1959 [63 года]
Эллиотт Уайт Спрингс
Он умер от рака поджелудочной железы.
!
S.E.5a (Генри Джон Бурден)
Генри Джон Бурден
Сбил 16
28 апреля 1894 - 28 марта 1960 [65 лет]
Генри Джон Бурден
S.E.5a (Сидни Уильям Хайвуд)
Сидни Уильям Хайвуд
Сбил 16
30 декабря 1896 - 1975 [79 лет]
Нет
Фото
S.E.5a (Кирилл Маркони Кроу)
Кирилл Маркони Кроу
Сбил 15
6 января 1894 - 31 мая 1974 [80 лет]
Кирилл Маркони Кроу
S.E.5a (Морис Эдмунд Милинг)
Морис Эдмунд Милинг
Сбил 14
21 июля 1893 - 24 марта 1918 [24 года]
Морис Эдмунд Милинг
S.E.5a (Гордон Бадд Ирвинг)
Гордон Бадд Ирвинг
Сбил 12
16 мая 1898 - 11 августа 1918 [20 лет]
Гордон Бадд Ирвинг
Погиб в бою.
!
S.E.5a (Гвилим Хью Льюис)
Гвилим Хью Льюис
Сбил 12
5 августа 1897 - декабрь 1996 [99 лет]
Гвилим Хью Льюис
S.E.5a (Тревор Даррант)
Тревор Даррант
Сбил 11
21 января 1893 - 16 мая 1918 [25 лет]
Тревор Даррант
Погиб в бою.
!
S.E.5a (Малкольм Чарльз МакГрегор)
Малкольм Чарльз МакГрегор
Сбил 11
4 марта 1896 - 19 февраля 1936 [39 лет]
Малкольм Чарльз МакГрегор
Погиб в авиакатастрофе. Пытался приземлиться во время шторма.
!
S.E.5a (Уильям Рой Ирвин)
Уильям Рой Ирвин
Сбил 11
7 июня 1898 - 14 января 1969 [70 лет]
Уильям Рой Ирвин
S.E.5a (Дуерсон Найт)
Дуерсон Найт
Сбил 10
21 января 1893 - 23 апреля 1983 [90 лет]
Дуерсон Найт
S.E.5a (Артур Клуни Рэндалл)
Артур Клуни Рэндалл
Сбил 10
6 февраля 1896
Артур Клуни Рэндалл
S.E.5a (Кит Нокс Муспратт)
Кит Нокс Муспратт
Сбил 8
22 декабря 1897 - 16 марта 1918 [20 лет]
Кит Нокс Муспратт
S.E.5a (Кеннет Уильям Юнор)
Кеннет Уильям Юнор
Сбил 8
3 августа 1896 - 23 апреля 1918 [21 год]
Кеннет Уильям Юнор
Погиб в бою. Его сбил Эгон Кёпш (9 сбитых).
!
S.E.5a (Эдрик Уильям Бродберри)
Эдрик Уильям Бродберри
Сбил 8
14 декабря 1894 - 26 декабря 1967 [73 года]
Эдрик Уильям Бродберри
S.E.5a (Сесил Артур Льюис)
Сесил Артур Льюис
Сбил 8
29 марта 1898 - 27 января 1997 [98 лет]
Сесил Артур Льюис
S.E.5a (Фрэнк Алберри)
Фрэнк Алберри
Сбил 7
29 сентября 1892 - 1969 [77 лет]
Нет
Фото
S.E.5a (Луи Уильям Джарвис)
Луи Уильям Джарвис
Сбил 7
2 сентября 1891
Нет
Фото
S.E.5a (Дункан Уильям Гриннелл-Милн)
Дункан Уильям Гриннелл-Милн
Сбил 6
6 августа 1896 - 1973 [77 лет]
Дункан Уильям Гриннелл-Милн
S.E.5a (Уильям Спурретт Филдинг-Джонсон)
Уильям Спурретт Филдинг-Джонсон
Сбил 6
8 февраля 1892 - 10 февраля 1953 [85 лет]
Уильям Спурретт Филдинг-Джонсон

Воздушный бой, S.E.5a против Pfalz D.III

Высота, м2.743
Длина, м6.3
Размах крыла, м8
Площадь крыла, м223.7
Масса пустого самолета, кг635
Масса взлетная, кг886
Объем топлива, л148
Объем масла, л16
ДвигательV8 Wolseley Viper
Мощность, л.с.200
Максимальная скорость (приборная)км/ч
У земли218
1000 м210
2000 м198
3000 м183
4000 м165
5000 м151
Скороподъемностьм/мин
1000 м2 мин. 55 сек.
2000 м6 мин. 1 сек.
3000 м9 мин. 38 сек.
4000 м15 мин. 3 сек.
5000 м22 мин. 46 сек.
Продолжительность полета, ч3.5(крейсерский режим) - 1.5(боевой режим)
Практический потолок, м6500
Экипаж1
Вооружение1 х Vickers 7,69мм, 400 патронов
1 х Lewis 7,69мм (надкрыльевой), 388 патронов (4 барабана по 97 патронов)
36 кг. бомб (4 x 9 кг.)

Информацию по самолёту я взял из авиационного симмулятора Rise of Flight*. Также снял видео для осмотра самолета:

Наверх