Sopwith Camel

Т
Х
Sopwith Camel - истребитель-биплан ВВС Англии времён Первой мировой войны, известен отличной манёвренностью среди самолётов тех лет. Разработан компанией Sopwith Aviation Company.
За основу конструкции самолета был взят предшественник Sopwith Pup. Учитывая, что предстояло установить более крупный и тяжелый двигатель, генеральный конструктор Герберт Смит пошел на ряд переделок. В частности они коснулись стоек шасси, увеличения площади крыльев и стабилизатора, фюзеляж приобрел наплыв повторяющий горб верблюда, чуть позже это обусловило название истребителя - Sopwith Camel. Из особенностей конструкции можно выделить компактное размещение пилота, топливных баков, вооружения и двигателя. Первый прототип поднялся в воздух 26 февраля 1917 года под управлением лётчика-испытателя Гарри Хаукера.
Одновременно с головным предприятием сборкой самолета занимались компании: Ruston Proctor Co, Portholme Aerodrome Ltd, Boulton & Paul Ltd, British Caudron Co. Ltd, Clayton & Shuttleworth Ltd, Hooper & Co. Ltd и другие. Всего было построено около 5490 самолетов.
Первые армейские испытания прошли в английской эскадрилье N60, в марте 1917 года. Последовал ряд незначительных доработок конструкции. Первое поступление самолета в боевую эскадрилью датируется маем 1917 года. Истребитель применялся для уничтожения самолетов и аэростатов противника. Использовался в качестве истребителя сопровождения для двухместных разведчиков и бомбардировщиков. Изредка выполнял задания с нанесением ударов по наземным объектам противника, используя бомбовое и пулеметное вооружение. «Маленьким хищным зверем» называли эту машину английские журналисты тех времен.
За счёт применения ротативного (вращающегося) двигателя, истребитель имел ряд особенностей в пилотировании. Вращающийся мотор создавал сильный гироскопический эффект, в результате чего повороты влево были сильно затруднены. Вправо же истребитель разворачивался чрезвычайно быстро, превосходя все остальные машины своего класса. В результате пилоты предпочитали вместо выполнения разворота влево на 90 градусов, развернуться вправо на 270, поскольку истребитель выполнял такой разворот гораздо быстрее. Также пилоты отмечали сбалансированность рулей управления и хороший обзор вверх и вперед, высокую скорость в горизонте. Благодаря уникальной центровке, самолет мог практически мгновенно изменять направления своего полета, что делало его опасным противником. Характерной манерой боя были «собачьи свалки» на низких и средних высотах, где они обладали преимуществом в вираже. Став пилотом Camel, ты навсегда остаешься пилотом Camel - так говорили о нем ветераны. Так же, кроме британских пилотов, на этих истребителях летали 4 американских эскадрильи в составе US Air Service, а так же бельгийские пилоты. Самолет принимал участие в боевых действиях на Западном и Восточном фронте, Месопотамии, Египте, Палестине, Македонии и Италии.
Информацию по самолёту я взял из авиационного симмулятора Rise of Flight*. Также снял видео для осмотра самолета:

![Раймонд Кэлшоу (22 ноября 1893 - 28 сентября 1976 [83 года]) Раймонд Кэлшоу](sklad/img/aircraft/people/uk/raymond_collishaw.jpg)

![Дональд Родерик МакЛарен (28 мая 1893 - 4 июля 1988 [95 лет]) Дональд Родерик МакЛарен](sklad/img/aircraft/people/uk/donald_roderick_macLaren.jpg)

![Уильям Джордж Баркер (3 ноября 1894 - 12 марта 1930 [35 лет]) Уильям Джордж Баркер](sklad/img/aircraft/people/uk/william_george_barker.jpg)

![Джон Инглис Гилмор (28 июня 1896 - 24 февраля 1928 [31 год]) Джон Инглис Гилмор](sklad/img/aircraft/people/uk/john_inglis_gilmour.jpg)

![Генри Винслоу Вуллетт (5 августа 1895 - 31 октября 1969 [74 года]) Генри Винслоу Вуллетт](sklad/img/aircraft/people/uk/henry_winslow_woollett.jpg)

![Артур Генри Кобби (26 августа 1894 - 11 ноября 1955 [61 год]) Артур Генри Кобби](sklad/img/aircraft/people/uk/arthur_henry_cobby.jpg)

![Clifford MacKay McEwen (02 июля 1897 - 6 августа 1967 [70 лет]) Clifford MacKay McEwen](sklad/img/aircraft/people/uk/clifford_macKay_mcEwen.jpg)

![Уильям Мелвилл Александр (8 ноября 1897 - 4 октября 1988 [90 лет]) Уильям Мелвилл Александр](sklad/img/aircraft/people/uk/william_melville_alexander.jpg)

![Эдвин Свэйл (28 июня 1899 - 19 июля 1978 [79 лет]) Эдвин Свэйл](sklad/img/aircraft/people/uk/edwin_swale.jpg)

![Альфред Вильямс Картер (29 апреля 1894 - 17 декабря 1986 [92 года]) Альфред Вильямс Картер](sklad/img/aircraft/people/uk/alfred_williams_carter.jpg)

![Лоуренс Персиваль Кумбес (09 апреля 1899 - 02 июня 1988 [89 лет]) Лоуренс Персиваль Кумбес](sklad/img/aircraft/people/uk/lawrence_percival_coombes.jpg)

Фото

![Вилфред Остин Кертис (21 августа 1893 - 07 августа 1977 [83 года]) Вилфред Остин Кертис](sklad/img/aircraft/people/uk/wilfred_austin_curtis.jpg)

![Джордж Август Вон (20 мая 1897 - 31 июля 1989 [92 года]) Джордж Август Вон](sklad/img/aircraft/people/uk/george_augustus_vaughn.jpg)

![Филд Евгений Киндли (13 марта 1896 - 01 февраля 1920 [23 года]) Филд Евгений Киндли](sklad/img/aircraft/people/uk/field_eugene_kindley.jpg)

![Герберт Эндрю Пэйти (25 сентября 1898 - 18 февраля 1919 [20 лет]) Герберт Эндрю Пэйти](sklad/img/aircraft/people/uk/herbert_andrew_patey.jpg)

![Гарольд Фрэнсис Бимиш (07 июля 1896 - 26 октября 1986 [90 лет]) Гарольд Фрэнсис Бимиш](sklad/img/aircraft/people/uk/harold_francis_beamish.jpg)



![Артур Рой Браун (23 декабря 1893 - 09 марта 1944 [50 лет]) Артур Рой Браун](sklad/img/aircraft/people/uk/arthur_roy_brown.jpg)

![Ллойд Самуэл Бреднер (14 июля 1894 - 14 марта 1952 [57 лет]) Ллойд Самуэл Бреднер](sklad/img/aircraft/people/uk/lloyd_samuel_breadner.jpg)

![Обри Боклерк Эллвуд (3 июля 1897 - 20 декабря 1992 [95 лет]) Обри Боклерк Эллвуд](sklad/img/aircraft/people/uk/aubrey_beauclerk_ellwood.jpg)



![Волтер Джордж Рэймонд Хинчлифф (11 июня 1893 - 13 марта 1928 [34 года]) Волтер Джордж Рэймонд Хинчлифф](sklad/img/aircraft/people/uk/walter_george_raymond_hinchliffe.jpg)

![Ян Олислагерс (04 мая 1883 - 23 марта 1942 [58 лет]) Ян Олислагерс](sklad/img/aircraft/people/uk/jan_olieslagers.jpg)

![Норман Купер (02 октября 1888 - Декабрь 1960 [72 года]) Норман Купер](sklad/img/aircraft/people/uk/norman_cooper.jpg)

![Рональд Сайкс (3 марта 1899 - 15 сентября 1977 [78 лет]) Рональд Сайкс](sklad/img/aircraft/people/uk/ronald_sykes.jpg)

Фото

![Виктор Маслин Йейтс (30 сентября 1897 - 15 декабря 1934 [37 лет]) Виктор Маслин Йейтс](sklad/img/aircraft/people/uk/victor_maslin_yeates.jpg)
Высота, м | 2.59 |
Длина, м | 5.49 |
Размах крыла, м | 8.53 |
Площадь крыла, м2 | 21.46 |
Масса пустого самолета, кг | 431 |
Масса взлетная, кг | 700 |
Объем топлива, л | 168 |
Объем масла, л | 20 |
Двигатель | Clerget 9B |
Мощность, л.с. | 130 |
Максимальная скорость (приборная) | км/ч |
У земли | 190 |
1000 м | 178 |
2000 м | 166 |
3000 м | 154 |
4000 м | 142 |
5000 м | 128 |
Скороподъемность | м/мин |
1000 м | 3 мин. 7 сек. |
2000 м | 6 мин. 35 сек. |
3000 м | 11 мин. 5 сек. |
4000 м | 17 мин. 39 сек. |
5000 м | 27 мин. 56 сек. |
Продолжительность полета, ч | 5(крейсерский режим) - 2.3(боевой режим) |
Практический потолок, м | 6000 |
Экипаж | 1 |
Вооружение | 2 x Vickers 7.69мм, 1000 патронов 36 кг. бомб (4 x 9кг) |